STEAM — игрушки, создающие будущее

STEAM — игрушки, создающие будущее

29.11.2017

Знаете ли вы, что 65% нынешних школьников будут работать по профессиям, которых еще не существует. Поэтому «Куда пойти учиться и пойти ли вообще?» — спрашивают не только старшеклассники, но и первоклашки. Ответ знают игрушки. Именно! Игрушки!

В 2017 году мы наблюдали научный бум на рынке детских товаров. В какой-то момент игрушки перестали быть просто игрушками, они превратились в лаборатории по раскрытию детских талантов. Хочешь — собирай роботов. Хочешь — добывай электричество. Хочешь — запускай ракеты. В общем, Николе Тесле и не снилось.

Впереди научно-технического паровоза встали игрушки, созданные по методике STEAM. Броская аббревиатура пару лет назад захватила Америку и теперь надвигается на Россию. Давайте разбираться, раз такое дело.

dsc05317_33778276100_o.jpg

Сначала был STEM

Отправимся в 2006 год. Тогдашний президент США Джордж Буш мл. внезапно решил (с президентами США такое случается), что Америка сильно отстала от Китая и Индии в плане изобретений. Дабы устранить оплошность, Джордж Буш мл. придумал Инициативу американской конкурентоспособности. Под нее ученые создали новую методику обучения STEM.

STEM — это аббревиатура, точнее акроним от слов:

  • Science (наука)
  • Technology (технологии)
  • Engineering (инженерия)
  • Mathematics (математика)

По мнению американских ученых, именно STEM-дисциплины будут востребованы в ближайшем будущем. Что удивительно, 30% учеников начальных классов проявляют склонность к STEM-предметам, но 57% потеряют к ним интерес, когда переходят в старшие классы.

Кстати, новая методика оказалась не очень-то новой. Раньше STEM был METS (по другой версии — SMET). Те же буквы, тот же смысл, только местами поменяли. Прям как в России: зачем придумывать новое, если можно буквы переставить.

Несмотря на это, STEM показал прекрасные результаты. Главным отличием метода стала интеграция дисциплин в смешанную среду обучения. Минимум теории, максимум практики. То есть ученики не зазубривают формулы и не учат каждый предмет отдельно. Они решают конкретные задачи из жизни и получают знания эмпирическим путем. Из всех наук разом.

По сути, философия STEM основана на старых добрых уроках труда, разве что станки и швейные машины сменились 3D-принтерами и компьютерами.

Мастер-класс 4М в Политехническом музее

Где же А?

И все-таки STEM чего-то не хватало. Экономика требовала большего. Креатива! Творческого воплощения! Эстетики! Все это объединили в одну лаконичную А от слова Art — искусство. Аббревиатура STEAM получилась ловчее прежней: тут вам и аналогии с паром steam и отсылки к популярной геймерской программе. Но главное — она смешала науку и искусство. И этому «коктейлю» есть физиологическое объяснение.

Один биохимик по фамилии Рутбернштейн изучил 150 биографий известных ученых. Выяснилось, все они увлекались искусством. Галилей — был поэтом, Эйнштейн — скрипачом, Морзе — художником-портретистом. Странное совпадение, не находите?

Причина лежит в глубинах мозга. Левое полушарие, отвечающее за логику, помогает заучивать факты и выводить умозаключения. Правое полушарие обеспечивает креативное, интуитивное мышление. Точные науки дают ясные ответы, а гуманитарные науки решают двусмысленные, неоднозначные вопросы. Только при равном развитии обоих полушарий человек способен на гениальность.

Левое и правое полушарии

Важность искусства подтверждает экономика США. Технологии — ключевой экспорт страны. Но именно креативная культура доводит их до совершенства. Где был бы Apple без соблазнительного дизайна и потрясающих рекламных кампаний?

Завтра наступает сегодня

В ближайшие 10 лет США планирует подготовить 100000 учителей в области STEAM. Новая методика ответила духу времени, попала в волну (хайпанула, простигосподи). Секрет ее популярности кроется в будущем, которое уже наступило:

  • В ближайшее время миру будет не хватать программистов, инженеров, высокотехнологичных специалистов. Госкорпорации и IT-компании уже испытывают «кадровый голод». Но школьники до сих пор воротят носы от технических дисциплин.

  • Через несколько лет появятся профессии, которые сегодня трудно вообразить, например биотехнологи. Новые специалисты будут обслуживать производство на стыке точных и естественных наук. Поэтому они должны быть подкованы в разных областях.

Science is fun

Отныне учиться не значит сидеть за партой от звонка до звонка. Учиться — значит получать опыт, применять знания на практике, конструировать, программировать и наслаждаться результатами.

Эйнштейн

Да, наука должна быть праздником. Она должна захватывать, «взрывать мозг», ломать стереотипы. В STEAM нет тестов и контрольных работ. Нет единственно верного решения. Ребенок получает полную свободу творчества и самовыражения.

Игрушечный STEAM

Собственно, к чему мы это рассказали? Распространение STEAM в России увеличило спрос на игрушки нового типа. Которые надо моделировать, изучать, создавать своими руками. Именно такие игрушки выпускает гонконгский бренд .

Собирать часы из картошек, устраивать настольные торнадо и строить домашние планетарии. С игрушками 4М можно все, даже запускать уксусные ракеты, на зависть Илону Маску.

С 1993 года команда дизайнеров из Гонконга проектирует инновационные наборы по всем канонам STEAM. Эти игрушки вдохновляют юных эйнштейнов на удивительные открытия.


Тренд на STEAM подхватили бренды Cyber Toy, Engino и Magformers. 

Cyber Toy — это крутые машинки на радиоуправлении. Вся прелесть в том, что их надо собирать своими руками. Cyber Toy перемещается вперед, назад, вправо и влево. А колеса с массивными шинами легко преодолевают российское бездорожье.


Engino — это самый универсальный трехмерный конструктор на мировом рынке. Недавно в линейке появилась серия STEM Discovering с кулачками, кривошипами, рычагами, моторами и даже солнечными батареями. Например, с наборами STEM Discovering «Законы Ньютона» ребенок соберет 8 работающих моделей: от баллистической катапульты до гравитационного вентилятора. И на практике увидит, как кинетическая энергия превращается в потенциальную.


Magformers также разработал линейку STEAM. В большие наборы серии входят светодиодные сферы, подвижные колеса, звуковые блоки, пропеллеры и много всего. С таким комплектом ребенок соберет говорящих роботов, космические станции, корабельные доки, проекторы и перископы.

STEAM открыл новую эру в игрушках. Он показал, что наука может и должна быть веселой, удивительной, волшебной и бесконечно красивой! Спрос на STEAM-игрушки будет только расти, ведь в мире еще столько неизведанного!

Еще статьи